Как по нотам. Детское творчество. Дети.

Родители сегодняшних школьников, когда сами были маленькими, должны были очень постараться, чтобы попасть в музыкальную школу. Сегодня очередей в музыкалки нет. А что там есть, выясняла корреспондент ИП Светлана Казанцева.
По поводу учебы в музыкальной школе, утверждают специалисты, в сознании многих людей укоренились два ошибочных представления. Первое чтобы учиться, нужно иметь абсолютный музыкальный слух. Второе этим есть смысл заниматься только тем, кто хочет стать музыкантом.
Музыка способствует интеграции полушарий мозга и улучшает его деятельность - например, связанную с лингвистикой, математикой, вообще с творческим мышлением, - объяснила ИП Алиса Пушинская, пианистка, кандидат педагогических наук. - Занятия музыкой особенно полезны детям в семь-девять лет, когда идет активное развитие мозга.
Если сын или дочь после окончания музыкалки забросили инструмент - так, говорят педагоги, поступает треть выпускников, - это печально, но все же нельзя сказать, что семь лет терзания виолончели или баяна прошли впустую.
Главное в музыкальном образовании - научиться понимать и чувствовать музыку, - считает Алиса Пушинская. Подобный навык формирует вкус и общую культуру человека. За 45 лет работы в музыкальной школе я крайне редко сталкивалась с тем, чтобы наши выпускники оказались в неблагоприятной среде, плохой компании, - подчеркивает директор детской музыкальной школы N21 имени Баха Серафима Севостьянова.
В профессии музыканту достичь успеха трудно. Известный российский пианист Николай Петров вообще считает, что земной шар перенасыщен музыкантами всех жанров и ребенка следует учить музыке только в том случае, если он показывает действительно незаурядный талант.
Но это - все же о профессиональной деятельности, а не о развитии музыкальности. Воспитать из ребенка профессионального музыканта изначально хотят немногие родители - либо музыканты, либо те, что хотели стать музыкантами, но у них не получилось, - считает пианистка Алиса Пушинская.
Музыкальный слух есть у всех, просто его нужно развивать, - уверяет ИП Надежда Бондарева, директор детской музыкальной школы N86. - При отсутствии явной задержки развития научить игре можно любого ребенка. Даже если ваш ребенок В траве сидел кузнечик пытается петь на мотив Калинки - это не значит, что его нельзя учить музыке, пусть Рихтера или Башмета из него и не получится.
Только нужно выбирать, исходя из способностей ребенка и вашей оценки его профессиональных перспектив, где и как обучаться музыке, а также - какой.
Выбор музыкального инструмента, на котором будет играть ребенок, ложится на плечи родителей - педагоги только советуют.
Учтите ряд моментов. Инструмент ребенку чаще всего нужно иметь дома - там же и репетировать. Прикиньте, по карману ли вам инструмент и есть ли для него место в квартире.
Ученику имеет смысл покупать недорогие образцы кто знает, может, уже через полгода вы будете думать, куда бы пристроить пианино бу, состояние новой вещи, если учеба не пойдет. Новое пианино стоит от 30 тыс. руб., аккордеон - от 20 тыс. Доступнее флейта, виолончель от 7 тыс. руб., домра - от 4 тыс. руб. Дешевле всего гитара или скрипка - самые простенькие можно приобрести и за 1,5 тыс. руб. Однако инструменты различаются и в другом, причем более существенном, чем цена, отношении сложности обучения.
Виртуозное владение инструментом требует сверхусилий, даже если это губная гармошка или балалайка. Но из струнных инструментов смычковые - самые сложные в то же время и их выразительные возможности наиболее широки. На настроенной гитаре, скажем, зажатая на определенном ладу струна дает ля. Эту ноту всегда дает и определенная клавиша настроенного пианино. А скрипач всегда играет на слух - он должен найти на грифе, не размеченном ладами, это ля и понять, что не сфальшивил.
Поэтому чтобы скрипичное исполнение не напоминало мартовские рулады котов, скрипач должен быть очень хорошим. В то время как гитариста или пианиста, хотя бы в дружеской компании, можно послушать и просто сносного.
Самый ходовой и востребованный инструменту родителей и детей, конечно, фортепиано, - говорит пианистка Алиса Пушинская. - Фортепианное отделение есть во всех школах. Кроме того, в музыкальной школе со второго класса абсолютно все дети проходят общий курс игры на фортепиано, так как без него невозможно музыкальное сольфеджио.
Традиционно пользуются популярностью также гитара, скрипка, аккордеон, труба. А такие инструменты, как валторна, гобой, кларнет, фагот, арфа, контрабас, не так популярны. Хотя по падению интереса ничто не может сравниться с балалайкой и прочими народными инструментами.
Бывает, что родители приводят ребенка учиться играть на скрипке, но у него не хватает слуха, чтобы ее освоить, - говорит директор школы имени Баха Серафима Севостьянова. - Тогда мы стараемся перевести ученика на другой инструмент. Кроме слуха выбор музыкального инструмента часто определяют физические данные ребенка у кого-то слабые пальцы для струнных, у кого-то губы и зубы не годятся для духовых.
Различия между мальчиками и девочками при обучении на разных инструментах не делают. Конечно, сильный пол чаще можно увидеть с баяном или трубой в руках, чем слабый, а в случае с арфой - наоборот. Но это традиция, а не правило.
В государственных детских музыкальных школах работают, как правило, пять музыкальных отделений фортепиано, струнных инструментов, духовых, народных и ударных. Главное, что сейчас, в отличие от советских времен, когда конкурс в музыкальные школы был 10-15 человек на место, в большинстве из них недобор. Как следствие, теперь вашего ребенка даже за двойки вряд ли оттуда отчислят - разве что в крайнем случае оставят на второй год.
Количество районных детских музыкальных школ в Москве практически не изменилось с советских времен. Как рассказала ИП Алина Цодокова, директор методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры столичного комитета по культуре, в Москве работают 103 музыкальные школы. Кроме того, музыкальное отделение есть в 15 школах искусств. В целом по Москве дефицита музыкальных школ нет, разве что в новых районах, например в Южном Бутове. Там недавно открылась школа искусств N16, но этого недостаточно, - говорит Алина Цодокова.
Школы действительно есть во всех административных округах, но распределены они неравномерно. Больше всего их в Центральном и Восточном округах - по 20. А в Зеленоградском округе всего две музыкальные школы и одна школа искусств, - отмечает госпожа Цодокова.
При приеме в музшколу регистрация прописка ребенка именно в этом районе не требуется, но возить детей далеко от дома мало кто захочет, и в ЦАО, скажем, музыкальные школы ежегодно сталкиваются с проблемой набора учеников. У нас нет отбора, есть только набор всех желающих, - рассказывает ИП директор музыкальной школы N5 имени Игумнова Елена Агажанова. - В центре расселили коммуналки, детей стало гораздо меньше - переехали в спальные районы. Педагоги приводят своих детей и детей знакомых, ходят по школам и всех агитируют поступать к нам.
В новых районах недобор в школы наблюдается реже. К примеру, в районной музыкальной школе N86, расположенной в Олимпийской деревне, проблем с набором нет на все отделения. Недобор мы пережили в конце 1990-х годов как результат спада рождаемости, - говорит директор школы Надежда Бондарева. - А в этом году в первый класс было подано 138 заявлений, хотя принять мы могли только 120 детей.
Успешно окончат музыкалку, конечно, меньше половины детей. Самые тяжелые для ребенка, говорят специалисты, как правило, первые три года знакомства с музыкальной классикой Дальше ученики втягиваются и начинают получать удовольствие от игры.
Серьезные вступительные испытания существуют лишь в двух музыкальных школах - средней специальной имени Гнесиных и центральной средней специальной при Московской государственной консерватории имени Чайковского.
Поступить в эти школы дети могут, пройдя конкурсный отбор по результатам прослушивания, - говорит преподаватель школы имени Гнесиных Татьяна Тамошинская. - Попадают только очень способные.
Немудрено в школу имени Гнесиных на фортепианное отделение в мае конкурс был шесть человек на место.
Прослушивание детей во все школы идет в апреле, мае, июне. В обычные музыкалки, правда, можно поступать и после начала учебного года в общеобразовательной школе.
Преподаватели музыки очень заинтересованы в учениках из родительских взносов за обучение формируется в том числе и зарплатный фонд школы - только на бюджетные деньги педагогу прожить трудно.
Деньги, которые мы получаем от окружного управления культуры, уходят на приобретение музыкальных инструментов ремонт помещения, - объясняет ИП важность взносов для оплаты труда педагогов директор музыкальной школы N97 Михаил Крюков подробнее о финансировании школ см. справку.
Музыкальные школы, в отличие от различных кружков, были платными и в советское время - таковыми и остаются.
Плату за обучение департамент культуры Москвы, которому подчиняются музыкальные школы, установил для всех одинаковую еще два года назад - 200 руб. в месяц.
Но эта плата, согласно Положению о порядке приема учащихся в детские музыкальные, художественные школы и школы искусств системы комитета по культуре Москвы от 20 апреля 1993 года, установлена только для детей, которые пришли в школу в семь-восемь лет.
Это возрастной госстандарт начала обучения музыке. Исключение составляют классы, предполагающие не семилетний, а пятилетний срок учебы.
За пять лет учат играть на некоторых инструментах - например, аккордеоне, гитаре, баяне, и, соответственно, принимают по госрасценкам девяти- и десятилетних учеников.
Если родители хотят учить ребенка музыке раньше семи лет или, наоборот, опоздали отдать в восемь, в любой школе им предложат поступать на коммерческой основе. Цена занятий в группе самоокупаемости - 1,5-2,5 тыс. руб. в месяц. В обычной школе в среднем учатся 600 человек, из них в группах самоокупаемости - около 100 человек.
Родители вносят деньги за музыкальную школу на ее расчетный счет через Сбербанк.
Впрочем, по Положению..., музыкальные педагоги могут делать разные поблажки - что по оплате, что по срокам приема - особо одаренным детям.
Так, например, в первый класс по фортепиано престижной школы имени Гнесиных в этом году приняли четырехлетнюю девочку из подмосковного города Пушкино, хотя мама привела дочку прослушиваться на подготовительное отделение.
За подготовишек, к слову, нужно платить столько же, сколько в группах самоокупаемости. Однако не все педагоги уверены, что ребенка нужно знакомить с серьезным музобразованием слишком рано.
Я считаю, что даже родителям, нацеленным на то, чтобы их ребенок стал в музыке профессионалом, торопиться с обучением не стоит, - говорит Алиса Пушинская. - Чтобы ребенок сел за рояль, у него спина должна быть крепкой, как и пальцы, руки. Если неумело нагружать слабые мышцы, можно нанести вред.
Обучение в музшколах проходит по стандартной программе. Детям преподают четыре предмета специальность, сольфеджио, хор и музыкальную литературу. Специальность - главный из них. Занятия с ребенком по этому предмету индивидуальные, проходят дважды в неделю по часу в первых классах, а потом по два.
Остальные предметы преподаются по разу в неделю группе учеников. В конце каждого года - экзамены с оценками по пятибалльной системе, оценки и за сыгранные пьесы на каждом уроке. По окончании образования выдается свидетельство государственного образца.
Жесткость российской системы музыкального образования признается всеми педагогами, не говоря уже о мальчишках из интеллигентных семей, которые регулярно пытаются закрыть пианино на замок и ключ выбросить. За рубежом система обучения музыке построена на подготовке музыкантов для группового исполнения - игра в оркестре, ансамбле, - объясняет Серафима Севостьянова. - У нас все куда суровее ученик ориентирован на сольное исполнение музыки, что требует очень серьезной подгото




----

Свежее

[ 6/10/2011] От хорошего мужа - к хорошему отцу -
Read more…

[ 5/10/2011] Мамы, которые нас поразили в 2009 году
Read more…

[ 3/10/2011] Сладкоежкам Рецепты и кулинария -
Read more…

[ 3/10/2011] Невидимый враг женского здоровья
Read more…

[ 2/10/2011] Паэйя. Испанский плов -
Read more…