Ручная работа для крохи. Лепка и аппликация. Дети.

Еще совсем недавно рисование, лепка, аппликация считались занятиями для ребятишек лет с трех, никак не раньше. Мало кому из мам 10-15 лет назад приходило в голову давать краски или пластилин в руки двухлетнему карапузу.
Уделом крошек было лишь самозабвенное черкание карандашом или фломастером по бумаге. С тех пор взгляды на детское творчество претерпели множество изменений.
..Двухлетняя Маша с азартом намазывает бумажные цветы клеящим карандашом и лепит их на лист. А там уже зеленеет на пригорке травка, летят в небе облака, резвится на лужайке зайка и светит нарисованными лучами солнышко. Последний критический взгляд... и Маша отдирает неудачный цветок, намазывает его и снова приклеивает. Время от времени она вытирает перемазанные клеем ручонки о платье, ими же поправляет непослушные волосы и высовывает язык, что выражает особую степень сосредоточенности
В наше время трудно кого-либо удивить художниками в памперсах, а пластилин в свое безраздельное пользование получают даже груднички. И это очень здорово, ведь творчество - это не конечный результат, а процесс. И именно процесс, а не результат важен для двух-трехлетнего творца.
Рисуя красками или мелками, разминая в ладошках пластилин или тесто, разрывая бумагу или водя по листу клеящим карандашом, малыш приобретает ни с чем не сравнимый опыт. Посредством творчества ребенок делает свои первые открытия, узнает о цвете и форме, знакомится со свойствами многих материалов. Просто удивительно, как из обычного куска пластилина может получиться все, что угодно, а потом снова исчезнуть, превратившись в бесформенную глыбку. А смешивание красок - это вообще настоящее волшебство. Вот краска желтая, вот синяя... Откуда же взялась зеленая Для малыша творчество - это и инструмент познания мира, и способ самоутвердиться, почувствовать себя независимым.
В 1,5-3 года каждый малыш - уже уникальная личность. Не забывайте об этом, предлагая своему крохе то или иное занятие. И если соседская девчушка в два года создает красочные шедевры и легко управляется с кисточкой, совсем не обязательно, что точно так же будет вести себя с красками и ваш сорванец. Очень важно не ограничивать ребенка в выборе того или иного материала, не ставить перед ним никаких целей, не навязывать ему свое видение мира, а дать возможность почувствовать радость от собственного творчества, выразить СЕБЯ в рисунке или аппликации. А способов для этого самовыражения существует великое множество.
Шлеп, ладошка
Самые первые инструменты, при помощи которых даже годовалые малыши могут создавать яркие и оригинальные шедевры, - это, конечно, крошечные ладошки. Стоит сказать, что подобное творчество выдерживают далеко не все мамы, зато очень любит большинство малышей. И если вы все-таки не побоитесь брызг краски и перемазанного с ног до головы художника, то сможете подарить себе и ребенку незабываемые минуты радости и новые ощущения. Для рисования ладошками лучше всего подходят специальные пальчиковые краски. Но если у малыша нет склонности к аллергии, можно воспользоваться обычной гуашью или приготовить краски самостоятельно. Например, по такому рецепту. Сварите густой кисель из 1,5 ст. ложки крахмала и стакана воды, остудите, разделите на несколько частей. В каждую порцию добавьте пищевой краситель разных цветов. Безопасные и недорогие пальчиковые краски готовы. А еще в качестве красок для крох хорошо использовать свежеотжатые соки из ярких овощей и фруктов моркови, свеклы, шпината, помидора, слив.
Прежде всего позаботьтесь о рабочем месте художника. Самым маленьким будет удобно творить на полу. Застелите пол в комнате или на кухне клеенкой, постелите большой лист бумаги, переоденьте кроху в одежду, которую не жалко будет испачкать, или наденьте на него клеенчатый фартук. Возьмите краску двух-трех цветов, налейте понемногу в пластиковые одноразовые тарелочки, разведите водой до консистенции жидкой сметаны. Приготовьте большую миску с водой, чтобы маленький художник смог помыть ручки. Теперь окуните ладошку малыша в краску и покажите, как можно шлепать ею по бумаге, оставляя яркие, веселые следы.
Ребятишкам постарше лучше поместить лист бумаги на мольберт или обустроить для занятий стол. Если у вас есть такая возможность, прикрепите большой лист бумаги на стену. Это в какой-то мере спасет обои от посягательств художников-экспериментаторов. Ведь, как известно, нет ничего веселее, чем нарисовать разноцветную абракадабру прямо на стене детской. При помощи ладошек можно рисовать не только абстракцию, но и создавать вполне узнаваемые картинки. Например, нарисуйте на большом листе бумаги ствол и ветки дерева, приготовьте желтую и красную краски. Теперь малыш сможет приодеть дерево в осенний наряд, оставляя на ветках желтые и красные отпечатки.
Немного фантазии, несколько дополнительных взмахов кисточкой, - и цветные отпечатки превратятся в забавных зверушек. Например, в ежика растопыренные пальчики - это иголки, а большой палец - носик. Или в петушка из отпечатков пальцев получается роскошный хвост, а торчащий вверх большой палец - это шея, на которой нарисуем головку с клювом и гребешком. Если соединить вместе большие пальцы и сделать отпечаток сразу двух ладошек, получится настоящий краб. Восемь пальцев - это восемь ног. Осталось только пририсовать клешни и глаза. Ладошка, перевернутая пальчиками вниз, превратится в медузу или осьминога. Нужно лишь добавить дополнительные щупальца. Сначала волшебным художником, превращающим цветные пятна в узнаваемые рисунки, будете только вы. Но подобные игры непременно разбудят фантазию малыша. И скоро он будет подсказывать вам, на что похож тот или иной отпечаток на рыбку, бабочку или павлина.
Зелень и ультрамарин...
Пожалуй, ничто не способно более точно отразить настроение юного творца, чем рисование красками. Если у вас достаточно выдержки и терпения, то можете давать кисточку в ручонки даже годовалому карапузу. Но будьте готовы к тому, что самое большое удовольствие ему будет доставлять возможность вылить все краски на бумагу, залить все это водой, залезть в лужу руками, а затем вытереть их об стол, стены, одежду. И в этом нет ничего ненормального. Обычная исследовательская деятельность. А ваша задача - постепенно, ненавязчиво направлять энергию маленького исследователя в творческое русло, обучая малыша основным приемам работы с кистью и краской.
Приготовьте для рисования несколько баночек гуаши, толстые кисточки, бумагу чем больше формат, тем лучше, бумажные салфетки, стаканчик-непроливайку, палитру для смешивания красок. Во время первых занятий выдавайте малышу не больше четырех баночек с краской начните с одной. Позже палитру цветов можно будет расширить. Покажите крохе, как обмакнуть кисть в воду, как набрать краску на самый кончик и сделать мазки на бумаге. На первых порах не оставляйте малыша с красками один на один. Ведь вам снова и снова придется повторять ему последовательность действий, напоминать, что лишнюю воду с кисточки нужно убирать, что кисточку погружают в краску только кончиком и обязательно моют перед тем, как набрать новую краску. Некоторые педагоги рекомендуют первое время использовать отдельную кисточку для каждой краски. Но и это вряд ли убережет краски от загрязнения. Не десять, и даже не двадцать раз кисточка, перемазанная синей краской, нырнет в красную, а черная краска перемешается с белилами.
Относитесь к этому спокойно. Ведь, в конце концов, гуашь - не сверхдорогие краски. И когда малыш научится более аккуратно с ними обращаться, вы сможете купить ему новый набор. А пока пусть экспериментирует, смешивает их на палитре или просто на бумаге, превращает яркие цвета в серо-буро-малиновые. Вообще процесс смешивания красок обычно очень привлекает кроху. Покажите ему фокус. Налейте на альбомный лист понемногу желтой и синей краски. Расскажите сказку о том, что в желтой-желтой пустыне совсем не было воды, не росло там ни одного зеленого растения. Но вот ветер-озорник принес синюю-синюю тучку и пошел из нее синий-синий дождик. При этом смешайте две краски вместе. И случилось чудо зазеленела в пустыне трава. Теперь предложите крохе смешать синюю и красную, красную и зеленую краски, добавить понемногу белил в синие и красные лужицы. Что получилось Дайте возможность малышу поэкспериментировать с красками самому.
Первые детские попытки что-либо изобразить стоит обыгрывать. Например, рассказываем потешку Большие ноги шли по дороге топ-топ, топ-топ... И рисуем кисточкой большие пятна-следы в такт стишку. А теперь Маленькие ножки бежали по дорожке топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ-топ... И шлепаем кисточкой, изображая маленькие следочки. Что еще можно рисовать мазками-пятнышками Ягоды рябины и земляники, цветочки на лугу и осенний листопад, снег и звездное небо. А теперь попробуем рисовать штрихи-полосочки это и дождик, и трава, и солнечные лучики, и дорожки. Предлагайте малышу для рисования бумагу разного размера, цвета, фактуры. Угадывайте в расплывчатых пятнах и штрихах знакомые образы и обращайте на это внимание крохи. И хвалите, непременно хвалите И если малыш нарисовал нечто малиновое и назвал это кошкой, непременно восхититесь и не доказывайте ему, что малиновых кошек не бывает. В стране детских фантазий бывает все Может, кошка просто наелась малины, как в стихотворении Ю. Мориц. Этим все и объясняется...
Вашему малышу наверняка понравится печатать на бумаге и ткани. Для этого можно использовать покупные штампы, но интереснее изготовить их самостоятельно. Возьмите поролоновую губку и разрежьте ее на кусочки разных форм и размеров. Первые штампы готовы. Покажите малышу, как обмакивать их в разведенную гуашь и оставлять отпечатки на листе бумаги. Понятно, что чем больше будет этот лист, тем масштабнее получится работа. Попробуйте смазать краской листья деревьев, сосновую веточку, расческу и печатать ими. Можно покрасить колеса игрушечной машинки и покатать ее по листу, наблюдая за тем, какой след остается от колес. Сейчас в детских супермаркетах можно приобрести любые краски, в том числе и для росписи ткани. Только представьте, с каким удовольствием будет щеголять малыш в футболке, раскрашенной собственными ладошками или отпечатками листьев Если такая майка кажется вам чересчур экстравагантной, используйте ее как униформу для занятий творчеством. Новые пятна краски будут на ней практически незаметны...
Бумага, клейся
Если ваш малыш достиг солидного полуторагодовалого возраста, можно попробовать заняться с ним аппликацией. Конечно, все основные этапы работы пока придется выполнять маме. Вы вырежете для малыша фигурки из бумаги, а он будет клеить их на лист. Так можно приклеивать бумажные листики, яблоки или груши на нарисованное дерево; цветочки, грибы, бабочек на лесную полянку, рыбок в аквариум, игрушки на новогоднюю елку. Нарисуйте картинку-фон, заготовьте бумажные детальки. Покажите малышу, как намазать фигурку клеем и приклеить на картину. Возможно, что первое время наносить клей придется тоже вам, а малыш будет лишь приклеивать. Но очень скоро он и сам поймет, что к чему. Занимаясь аппликацией с малышами, удобно пользоваться клеящим карандашом или самодельным клейстером. Его очень просто приготовить, заварив густой кисель из половины стакана воды и столовой ложки муки. Остудите смесь - и замечательный, безвредный клей для бумаги готов. Его можно наносить кисточкой, а еще лучше - пальцем.
Для аппликации с малышами очень удобна техника коллажей. В ход пойдут картинки, вырезанные из журналов, каталогов, старых книг и открыток, всевозможные наклейки, цветная бумага. Самым маленьким можно предложить просто клеить всю эту красоту на лист белой или цветной бумаги. И не забываем, что пока творчество - это не результат, а процесс. Чуть позже предложите малышу какую-нибудь интересную для него тему и попробуйте создать совместную работу. Например, вы рисуете или делаете из цветной бумаги фон небо, луг, железная дорога. Вырезанные прямоугольники - вагончики поезда, квадратики - окошки, кружки - колеса. Теперь рассаживаем в вагончики пассажиров наклейки или




----

Свежее

[ 6/10/2011] От хорошего мужа - к хорошему отцу -
Read more…

[ 5/10/2011] Мамы, которые нас поразили в 2009 году
Read more…

[ 3/10/2011] Сладкоежкам Рецепты и кулинария -
Read more…

[ 3/10/2011] Невидимый враг женского здоровья
Read more…

[ 2/10/2011] Паэйя. Испанский плов -
Read more…

[ 2/10/2011] Паэйя. Испанский плов -
Информация: стоматологические фрезы